Метро – один из амбициозных проектов в столице Камбоджи

Пномпеньское метро — это предлагаемая система городского железнодорожного транспорта. На протяжении многих лет предлагались различные варианты железнодорожных систем. Предложения включали наземные поезда, подземное метро, легкорельсовый транспорт и монорельсовые дороги. Планы строительства городской железной дороги в Пномпене появились еще в середине 2000-х годов, когда Японское агентство международного сотрудничества (JICA) и китайские компании провели технико-экономическое обоснование проекта.

Столица Пномпень сегодня — это деловой, политический, экономический центр страны. Правительство Камбоджи заявило, что оно выступает за строительство подземного метро в Пномпене для улучшения общественного транспорта в столице и прилегающей провинции Кандал, вместо наземной системы, аналогичной Бангкокской. Выступая перед местными СМИ во время церемонии закладки фундамента для строительства эстакады в городе, премьер-министр Камбоджи г-н Хун Сен заявил, что подземное метро, которое обойдется в 1,8 миллиарда долларов, является предпочтительным вариантом.

“Построить надземное метро слишком сложно, потому что это повлияет на крыши домов людей”, — сказал он. И он прав, это разумно прежде всего для городской недвижимости, жители города не будут слышать лишнего шума и чувствовать вибраций, а объекты недвижимости смогут избежать трещин и повреждений.

Министерство общественных работ и транспорта призвало иностранные компании, в основном из Китая, разработать предложения по крупным проектам общественного транспорта, направленным на сокращение пробок в городе. В апреле 2021 года Министерство общественных работ и транспорта обратилось к Азиатскому банку развития с просьбой помочь в разработке стратегий для проектов монорельсовой дороги и метро.

И уже с 2024 года утверждены генеральные планы развития инфраструктуры мегаполиса и подписаны миллиардные договора. Министерство общественных работ и транспорта совместно с Азиатским банком инфраструктурных инвестиций (АБИИ) уже запустили детальную проработку проекта.

Что уже сделано?

В марте 2025 года эксперты АБИИ провели встречи с представителями ключевых министерств Камбоджи, чтобы оценить возможности и приоритетные маршруты. Основное внимание уделяется тому, как связать центр столицы с новым международным аэропортом Techo и растущими городами-спутниками.

Основные направления:

  • Анализ транспортных потоков и загруженности дорог.
  • Осмотр ключевых транспортных узлов: автобусные станции, железнодорожный вокзал, аэропорты.
  • Определение оптимальных маршрутов метро и легкорельсового транспорта.

Почему это важно?

  • Прогнозируется стремительный рост населения: статистика на 2024 г. показывает  — 2,7 млн. человек в столице Пномпень. А к 2034 году прогнозируется увеличение в 3 раза, до 7 млн. человек. Данный прогноз основан на конкретных показателях количества людей, привлеченных иностранных специалистов, необходимых для обслуживания глобальных проектов, таких как:
  • Techo International Airport — крупнейший логистический центр RCEP — «Соглашение о свободной торговле плюс». К 2030 году, TIA сдаст в эксплуатацию все терминалы и будет объявлен 9-ым в мире по величине.
  • Канал «Funan Techo», проект который привлек $16 млрд. инвестиций, логистическая цепочка, соединяющая столицу с морем.
  • Модернизация страны на солнечные батареи до 2035 года.
  • Введение в эксплуатацию до 2030года 860 строящихся заводов.
  • Развивающиеся направления туристического сектора, привлекающие в страну миллионы туристов и отдыхающих.
  • Рост инфраструктурных проектов и комплексного градостроения.
  • Комплексного подхода к рынку недвижимости для обеспечения комфортными условиями.

Предполагаемые характеристики столичного метро:

  • 4 линии, соединяющие ключевые районы столицы, новый международный аэропорт «Теcho» и города-спутники.
  • Протяженность каждой ветки — от 16 до 29 км.
  • Маршруты пройдут через центральные районы, вокзал, аэропорт, жилые кварталы и новые застройки.

Развитие метро и легкорельсового транспорта – не просто идея, а стратегический план, который поможет разгрузить дороги и обеспечить комфортный режим  передвижения в строящемся мегаполисе.